Бали. на Батур

трип по Бали. день 3-й

на Батур

Итак, часов в 9 утра стартуем. Предварительно я внимательно изучал карту движения  в городе - как из него выбраться и заодно нам с Ваней необходимо было определиться - будем ли мы пытаться избежать полицейских облав или рискнем и поедем по центральной трассе. В итоге решили, что рискнем. Прежде чем выехать на города, приходилось раз 5 останавливаться и сверяться с картой - куча поворотов и одностороннего движения. В итоге вырулили на трассу и... буквально сразу же при выезде из Денпасара нарываемся на облаву. Полиция перекрыла полностью все шоссе, стояли после поворота, так что возможности соориентироваться и сдать куда-нить в сторону не было. В общем, развели нас по 200 000 рупий, сперва запрашивали в 2 раза больше( как пишут в интернетах средняя цена "штрафа" в районе 100-150 тыс) впрочем нам они при этом выписали какие-то бумажки, по которым якобы, мы могли дальше ездить без штрафов за отсутствие прав в течение месяца. Не заню, больше нас не тормозили, так что проверить  не получилось (ну и хорошо)


Сейчас хочу написать несколько слов об аборигенах - балийцах. Встречал в интернете много рассказов о том, какие они все хитрожопые, алчные и не любящие туристов. Ну, у нас сложилось неплохое мнение о местных жителях. Как правило, они все производили впечатление доброжелательных и искренних людей. Причем, чем дальше от торговых центров, тем народ лучше.  Единственное исключение составляют разного рода торгаши, помогалы и прилипалы в  туристических зонах, рядом с популярными храмами и  т.п. Но. такая ситуация наблюдается и в других странах - том же Таиланде и Камбодже. Единственное место на Бали, где местные показались нам просто отвратительными -это рядом с храмом Бесаких у подножия Агунга. 
вот этот мужик с застенчивой девочкой подошли к нам, когда мы устроили перекур после выезда из Денпасара. Ничего не просил, просто поздоровался и улыбался. Сфоткались вот, на память. 
Выезжая из Куты мы сами ещё не знали, куда направимся и как спланируем эти 4 дня. В первоначальных планах было забраться на Агунг, на Батур, сплавать на Ломбок, переночевать там и поплавать с гигантсткими мантами ( не пельмешками, а большими скатами), ещё в планах был дайвинг и снорклинг на северном побережье, посещение десятка храмов, Убуд, 4 водопада. Ну и так далее. Понятно, в общем, всё было с нашими планами )
Первым откинулся Ломбок. Когда мы прибыли в порт Паданг, откуда, собственно, можно задешево переплыть со своими байками на Ломбок, выяснилось,что обратный паром отходит лишь в 12 дня, а туда мы уже опоздали. В общем, не было у нас времени на всякие там плавания по островам. Поэтому мы нашли так называемый секретный пляж в окрестностях порта (не знаю уж, для кого он секретный, но это было самое "русское" место на Бали из всех, где мы были. Процент русскоговорящих там составлял процентов 60, как нам показалось. В общем, русская молодежь и немецкая пенсия. Как-то так.. Но пляжик ничего так..


Иван демонстрировал там чудеса ловкости, смелости и гибкости, ныряя в гигантские волны и ежесекундно рискуя своей драгоценной жизнью
Ваня наедине с разбушевавшейся стихией
И вот от побережья мы направляемся в сторону Агунга - разведать обстановку в плане возможного восхождения на вершину, ну и посетить, конечно, знаменитый храм Бесаких, главный храм острова.
Дорога поначалу радовала красивыми видами, отсутствием машин и хоршим покрытием, но вскоре ситуация изменилась. И если пейзажи по -прежнему радовали, то дорожное полотно превратилось в сплошные выбоины. Ехать было не кайфно - вместо глазения по сторонам, приходилось сосредоточено глядеть под колеса. Но все равно что-то мы по дороге видели - попадались рафтинг-базы, рисовые террасы на довольно крутых склонах и  куча сельских храмов, как всегда закрытых.

И вот мы приехали к Бесаких. Система  отъема и вымогания денег  у туристов здесь многоэтапная. Сперва надо заплатить за въезд на территорию, после за проход к храму, ну а непосредственно у храма вас облепят многочисленные гиды и торговцы сувенирами всеми правдами и неправдами пытающиеся всучить вам свои товары и услуги. Причем отказ от них влечет за собой весьма негативную реакцию, похожую на ту, что мы наблюдаем у цыган, когда их отшиваем. И конечно же, вся эта мафия здесь индуисткая. Короче, без гида на территорию храмового комплекса нас не пустили. Причем не пустили сами же эти гиды. Т.е. официального запрета на проход вроде нет, но не пускают вас вполне даже реальные и недобро настроенные люди. Вообще, создается впечатление, что храм -это одна такая  кормушка-завлекаловка , к которой слетаются туристы, а местные паучки-аборигены снимают с них мзду. Никаких возражений у меня бы не было, если это все делалось бы официально, но вот такая полуворовская система меня бесит и нигде я таким типам денег не даю. В общем, вся эта возня нас изрядно утомила и дело было не в том, что жалко дать 5 баксов, а в том,что нам совершенно не хотелось бродить по храмам в сопровождении какого-то липучего гида-прохиндея. Либо одни, либо вообще не надо. Попытки прорваться куда-то вверх по боковым дорогам пресекались  местными "патрулями". Вот же бездельники! Всех их надо бы вернуть назад на поля - пусть рис себе выращивают.. К сожалению, туризм имеет и негативные стороны, в частности, порой развращает местное население, приучая его к  продажности, "разводам" и обману.. Кстати, общение во время путешествия значит очень многое. Порой впечатление от контактов с людьми, особенно, если они  были эмоциональными и продолжительными, могут перебить все остальные впечатления. К примеру, посещение Бесаких у меня лично вспоминается в первую очередь  именно в связи с отстойным народом вокруг него, а не из-за  красоты и уникальности самого места.
В итоге мы осмотрели храмовый комплекс только снизу и зашли в пару боковых храмов. Но этого оказалось достаточным, чтобы удовлетворить нашу тягу к прекрасному. Вообще, после Бесаких я потерял интерес к местным культовым сооружениям, в общем -то уяснив для себя все их особенности.

Немного поподробнее о балийской храмовой архитектуре ( да и не только храмовой)
Должен заметить,что я теперь совершенно не разделяю всех восторгов по поводу балийских храмов. По большому счету здесь есть три особенности : 1. Так называемые врата. Их балийцы сооружают в каждом населенном пункте, при входах в храмы и часто,в иные здания. На фотке снизу такие врата хорошо видны. Врата эти смотрятся красиво, но их слишком много, они повсюду и вскоре перестаешь их замечать. 2. Все храмовые сооружения  представляют из себя квадратные площадки, обнесенные стенами(бортиками) с разными украшательствами и колоннами по углам. В одном храме может быть несколько(до 3х) таких площадок,соединенных между собой узкими проходами. Во многих дворах при гестах и просто при жилых домах вдоль дорог мы наблюдали такие квадраты. 3. Внутри каждого такого квадрата обязательно находится, жертвенник, как я их назвал, "скворечник", насест, на который балийцы кладут всякие подношения для богов. И так же внутри основного квадрата находятся многоярусные башни "меру", похожие на пагоды, символизирующие священную гору. Ярусов может быть от 3х до 11ти. Вот и всё. В зависимости от величины и богатства храмы могут быть покрасивее, или  представлять из себя совсем элементарные стены квадратом с деревяным насестом посередине.  Никакого сравнения с буддийскими храмами Таиланда в плане красоты и внутреннего содержания или  с теми же индуистскими храмами, которые мы видели в Сингапуре или Куала-Лумпуре. Конечно, для верующих балийцев всё намного сложнее, там есть своя мифология.
Ещё надо заметить, что большинство балийских храмов выглядят заброшенными и неухоженными. Все они закрыты на замок, т.е. на территорию посторонним вход воспрещен.
Так что, на мой взгляд, тема балийских храмов очень сильно раздута. И  если вы не загоняетесь по восточным религиям вполне достаточно посетить один из них, какой-нибудь из популярных, пофотографировать там, поразглядывать детали и этого будет достаточно, чтобы больше этой темой не заморачиваться.

Ещё при посещении Бесаких мы поняли, что забраться на Агунг ночью, как мы рассчитывали, совершенно нереально. Во-первых, погода. Было видно, как над вершиной клубятся грозовые облака, которые постепенно спускались вниз. Во-вторых, это реально высоко! По мокрой незнакомой тропе, через джунгли, в которых живет много много диких обезьян.. Нет уж, как-нибудь в другой раз. Кстати, у Бесаких мы были в полдень и застали хорошую погоду. А во второй половине дня там, как правило,  в это время года опускаются облака с горы и всё оказывается в мелкой измороси. Так что со временем посещения мы угадали.
один из местных разводил-гидов у Бесаких

пейзаж на пути к Батуру
От Бесаких путь наш лежал к Батуру. Около часа дороги и вот мы подъехали к озеру. В худших традициях этого дня нас тут же, уже на подъезде к городу, на смотровой, облепили агенты местных отелей. Очень приставучие, так, что  пришлось смириться с тем, что один из них поехал сопровождать нас на своей машине. На въезде в сам город, на перекрестке нам встретился пост, на котором  с нас содрали какой-то взнос за въезд в город. Вспомнился Остап Бендер, который втюхивал добропорядочным гражданам билеты на проход к Провалу "чтобы не проваливался". Пришлось платить.. (кстати, когда мы выезжали  на следующий день из города по другой дороге, не со стороны общего турпотока, никаких постов там не было)
И вот мы спустились по очень крутому серпантину вниз, к озеру. Сразу бросилась в глаза местная особенность, не из приятных, - по единственной главной дороге через город и вокруг вулкана  потоком  ползли груженные лавовой породой грузовики, отчего дорога была сильно разбита и казалось, что весь город покрыт пылью . Так что курортным местечком Батур, вернее это поселение, не знаю его названия, явно не назовешь. Желание пожить там несколько дней вряд ли у кого возникнет. Хотя.. если задаться себе целью слазить не только на Батур, но и на вторую гору кальдеры - Абанг, то можно выбрать себе жилье где-нибудь подальше от грузовиков.
Вся местность у озера носит на себе явный отпечаток прошлых извержений - почва явно вулканического происхождения. Виды довольно необычные, слегка мрачноватые. Да и мы ещё приехали во время клонившегося к закату солнца,  и оно потом освещало окрестности таким густым, насыщенным красноватым цветом, как раз в тему местной природы. Зачет, одним словом )

Кстати, Абанг выглядит отсюда вполне себе внятно - у меня сложилось впечатление, что вид с него должен быть ничуть не хуже, чем с Батура. Хотя в интернете я нашел всего пару описаний восхождений на Абанг, да и то не восторженных.
Ну да ладно. Наша история про Батур. С ним, вернее с восхождением на него, связано самое  адреналиновое приключение за всю нашу поездку.  Благодаря многочисленным отзывам в инете мы были в курсе,что  у Батура весьма активно проявляет себя местная группировка гидов, которая препятствует самостоятельному восхождению на вершину. Причем, как это практикуется в Индонезии почти везде, официальных правил вроде как нет, запретов тоже, но если кто пытается идти на гору без гидов, сталкивается с проблемами, вплоть до угроз. Я нашел информацию, как можно обойти этих разводил. Вроде бы, если подниматься в гору со стороны другой части городка, то там можно пройти самим по лесной тропе и дальше на вершину.  Особенно опытный народ рекомендовал ночное восхождение, к рассвету. И вот мы с Ваней, умные такие и красивые, проехали в дальнюю от гидовской тусовки часть города, заселились в какой-то достаточно симпатичный отельчик недалеко от обозначенной на нашей карте нужной нам тропы и даже нашли  начало этой тропы. Только вот потом мы обратили внимание,что напротив нашего отеля располагается один из "офисов" местных "помогал". В общем, ночью нас ждал сюрпрайз. В 2 после полуночи мы тайком, бесшумно заперев двери бунгало, выбираемся на улицу. И тут же попадаем на чувака из "офиса", который явно нас ждал.
- Куда это вы - сурово спрашивает.
- А мы так.. погулять.
- Погулять?, - с издевкой переспрашивает он.
- Ну да, к храму мы хотим сходить, к лесному храму, пофотографировать (это ночью-то, в лес, хаха), а что нельзя?
- К храму - можно, на гору - нельзя. С расстановкой и проникновенно глядя нам в глаза говорит  тип.
В общем, идем мы с Ваней по дороге и обсуждаем ситуацию - что если свернем сейчас в лес, то как бы нас там не прибили. В этот момент нас догоняет джип и наш новый знакомый с   гопнического вида водилой настойчиво предлагают нам сесть к ним в машину, типа "они подбросят нас до храма". Предложение было произнесено несколько раз, да так, что отказаться ночью на пустынной дороге не представлялось целесообразным. И вот нас везут два местных гопника на джипаке через лавовые поля по пустынной дороге. Мы немного в напряге, но я как-то был уверен, что проблем быть не должно - нафиг мы им сдались. В конце концов, зачем им нужны траблы с туристами? Это же их бизнес. Но ситуация была, конечно, не из приятных. В итоге они привезли нас к своей главной базе, откуда стартуют группы на гору в сопровождении их гидов  и бросив на прощание - Вот вам ваш храм, - укатили дальше. В чувстве юмора им не откажешь. Ещё хочу заметить, что никакой агрессии ни в словах, ни в жестах  с их стороны не было. Просто так смотрели на нас с явным видом "вы что, нас за идиотов держите?" и все. Так что даже гопники там,  в Индонезии, ни чета нашим. Цивилизованные. В итоге у нас был выбор - либо топать ночью по узкой извилистой дороге, где нас могли сбить  в любой момент, как кегли, обратно до отеля километра 3 или 5. Или все-таки заплатить  и лезть в гору с гидом. В общем, сбив цену до приемлемого уровня, мы выбрали второй варианти и полезли.. На вершине мы были первые )


На Батуре мы снова столкнулись с той же ситуацией, что и на Бромо. Повелись на советы из интернета. Что мол, зачем-то нужно обязательно лезть на гору встречать рассвет. Да чушь это! Ночью и на рассвете над и под горой было пасмурно и промозгло. Облака ненадолго несколько раз рассеивались и можно было что-то увидеть. Но никаких красивых рассветов и видов ждать не приходилось. Зато, когда мы спустились с горы, небо на несколько часов полностью очистилось и как раз в это время  и надо было лезть на гору. В общем, для путешествующих самостоятельно и не привязанных к жесткому графику тургруппы, мы, конечно, опять лоханулись. Кстати, и ещё - даже если бы нас не перехватили смотрящие местной мафии, вряд ли мы в темноте и по такой погоде смогли бы найти в лесу тропу до открытого склона. Ну во всяком случае, этот подъем был бы ппц каким стремным.



Для любителей самостоятельных подъемов :  все старые "свободные" маршруты теперь перекрыты  гидовской организацией. Когда мы спускались с горы, как раз  в том месте, где по идее должны были лезть ночью самостоятельно, видели в лесу прогуливавшихся там типов, которые явно не грибы собирали. Так что у парней все схвачено, готовьте бабосы, господа..  Обобщая увиденное, в плане как там все устроено с восхождением на гору, да и вообще организацией туризма, мне это место представилось какой-то Зоной. Нет, реально - на въезде вас учитывают, собирают дань, потом, при заселении в отель контролируют ваши передвижения; ощущение, что  в поселении всё " под колпаком" подтверждается  в мелочах. Конечно, если приехать туда в составе организованной тургруппы, это было бы незаметно, но как мы, дикарями, да ещё со своими собственными планами по времяпровождению.. В общем, кроме как слазить на Батур других развлечений там нет. Ах да, каждый встречный пацан пытался нас направить на местные горячие источники - ещё одна достопримечательность. У них это, вроде нашей бани, как я понял..
вид со склона Батура во время спуска



про этот храм мы заливали гопникам, когда пытались объяснить, куда это собрались в 2 ночи

Часам к 9 утра мы были уже внизу у отеля. До 12-ти поспали, позавтракали  и поехали дальше, в сторону озера Братан

Комментариев нет:

Отправить комментарий